Существуют три разновидности поста, отражающие способ его соблюдения — ограничение общей калорийности пищи, чередование голодания с обычным режимом питания и диетическое ограничение. В многочисленных экспериментах на животных было показано, что снижение общей калорийности пищи (в среднем на 20-40%) способствует улучшению общего состояния здоровья, повышает продолжительность жизни и препятствует развитию аутоиммунной патологии, атеросклероза, кардиомиопатии, онкопатологии, сахарного диабета, заболеваний почек, нейродегенеративных заболеваний, патологии дыхательной системы.
Кроме того, немаловажными последствиями снижения калорийности пищи являются уменьшение показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления в покое, повышение вариабельности частоты сердечных сокращений, улучшение функции левого желудочка, быстрое восстановление нормальных показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления после нагрузки. Кроме того, необходимо отметить благоприятное влияние соблюдения поста и на состояние эндокринной системы, а именно снижение уровня глюкозы и инсулина в крови натощак, повышение чувствительности периферических тканей к инсулину, снижение процентного содержания жировой ткани в организме и вероятности развития диабета.
Чередование дней голодания и дней обычного режима питания также имеет свои положительные моменты. В экспериментах на животных было продемонстрировано увеличение продолжительности жизни, а также замедление или даже предупреждение развития заболеваний сердечно-сосудистой, выделительной систем, онкозаболеваний, сахарного диабета. Однако влияние на состояние эндокринной системы имеет половую специфичность. К примеру, у мужчин значительно улучшается чувствительность периферических тканей к инсулину, в то время как у женщин подобного эффекта не отмечалось. Другой немаловажный показатель углеводного обмена — толерантность к глюкозе — оставался неизменным у мужчин, а у женщин даже уменьшился. Диетическое ограничение подразумевает под собой ограничение употребления одного или более компонентов пищи (обычно макроэлементов), которое сопровождается минимальным ограничением потребляемых калорий или же его полным отсутствием. В исследованиях было показано, что ограничение употребления как углеводов, так и жиров не способствует увеличению продолжительности жизни. С другой стороны, ограничение потребления белков продлевает жизнь в среднем на 20%. Причиной этому, как показали эксперименты на животных, является снижение потребления аминокислоты метионина.
Однако на вопрос, насколько полученные данные применимы к человеку, можно будет ответить лишь после проведения соответствующих исследований. Наиболее распространены в настоящее время три поста — священный месяц Рамадан у мусульман, православный христианский пост и Пост Давида. Поэтому целесообразно рассмотреть каждый из них подробно с целью детализации оказываемых ими влияний на состояние здоровья человека. Рамадан Исламский пост Рамадан длится 28-30 дней, в течение которых есть и пить в светлое время суток категорически запрещается. Таким образом, пост Рамадан построен по принципу чередования периодов голодания и обычного режима питания, где 12-часовое воздержание от приёма пищи и воды сменяется таким же по продолжительности отрезком времени, в течение которого приём воды и пищи разрешён. Наиболее распространённым способом питания во время священного месяца Рамадан является приём большого количества пищи после заката и более лёгкий завтрак перед восходом солнца. Некоторые мусульмане также позволяют себе небольшой перекус перед сном. Питание мусульман во время Рамадана гораздо более разнообразное, нежели обычно. В частности, продукты питания и напитки с повышенным содержанием сахара употребляются во время Рамадана гораздо чаще и в большем количестве. По достижении половой зрелости каждый здоровый мусульманин обязан соблюдать Рамадан. Исключение составляют больные, слабовольные, путешествующие, а также женщины, если они беременные, кормят грудью или у них началась менструация. Однако, многие мусульмане, даже попадающие под категорию исключения, предпочитают соблюдать пост. Несмотря на большое количество проведённых исследований, однозначного мнения о влиянии на состояние здоровья поста Рамадан до сих пор не имеется. Возможно, это связано с различиями в общей продолжительности ежедневного времени голодания, в количестве курящих, получающих пероральные и/или парентеральные лекарственные средства субъектов, а также в выборе продуктов питания и пищевых пристрастиях. Поскольку мусульманский календарь является лунным, то каждый год первый день Рамадана опережает на 11 дней его наступление по Григорианскому календарю. Следовательно, Рамадан в течение 33-летнего периода выпадает на разное время. Становится ясным, что подобный сезонный сдвиг значительным образом оказывает влияние на продолжительность периода голодания в течение суток. Кроме того, нельзя забывать и о месте проживания соблюдающего пост мусульманина. Всегда следует помнить о том, что продолжительность периода голодания, которая, в среднем, составляет 12 часов, может увеличиваться до 22 часов за полярным кругом в летнее время. К счастью, мусульманам, живущим в столь отдалённых районах, разрешается соблюдать пост в соответствии со временем в Мекке или в ближайшей удобной для них территории с мусульманским вероисповеданием. Вариабельность длительности периода голодания является одой из причин неоднозначности мнения о влиянии на состояние здоровья соблюдения поста Рамадан. Кроме того, немаловажную роль играют курение, приём лекарств, специфика питания и культурные особенности. Курить мусульманам, соблюдающим пост, запрещается в светлое время суток. Поэтому в популяциях, включающих большой процент курящих людей, за счёт ограничения курения можно будет, по всей видимости, наблюдать существенные изменения в биологических показателях состояния здоровья. Применение лекарственных средств как внутрь, так и парентерально также запрещён в светлое время суток, что, безусловно, скажется на состоянии здоровья популяций, имеющих большое количество подобных субъектов. В отношении диеты также существуют некоторого рода разногласия. Имеются сообщения, что общее количество потребляемой за период Рамадана энергии возрастает у мусульман, проживающих на территории Саудовской Аравии, при этом уменьшается у мусульман индийского происхождения. Полученные противоречивые данные являются, по всей вероятности, следствием различий в пищевых предпочтениях различных групп. Кроме того, нет однозначной информации в количественном и качественном соотношении основных макроэлементов питания. Значительным образом разнятся данные, касающиеся количества потребляемых насыщенных и ненасыщенных жиров и их соотношения. Несколько иная ситуация складывается в отношении употребления микроэлементов и витаминов, которые в различных опрашиваемых группах употребляются, в целом, в сопоставимых количествах. В ряде исследований было продемонстрировано увеличение потребления витамина А и снижение потребления рибофлавина. В отношении потребления солей натрия и пищевых волокон также однозначных данных не получено. Разнородные данные получены и в отношении влияния соблюдения поста Рамадан на антропометрические показатели (в частности ИМТ), а также на показатели периферической крови (липидограмма, уровень гемоглобина, гематокрита). Например, в одном из исследований учёные определили снижение уровня гемоглобина в утренние часы у футболистов в течение первых двух недель голодания, однако нормальные показатели восстановились в течение последних двух недель поста. Вместе с тем, той же группой учёных были получены данные, согласно которым уровень гемоглобина у тех же футболистов при измерении днём оставался низким на протяжении всего периода поста. Чрезвычайно разнятся данные и в отношении многих биохимических показателей: сывороточного железа (в некоторых исследованиях демонстрируется его снижение у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и сохранение показателей на прежнем уровне у физически активных лиц), ферритина (уменьшение в утренние часы и постоянные показатели при измерении в дневное время), MCHC (показатели увеличивались у спортсменов-тяжелоатлетов, которые прекращали тренировки на время поста, и не изменялись у продолжавших тренироваться по 90 минут три раза в неделю). В ряде исследований изучалась изменчивость показателей оксидативного стресса и антиоксидантного статуса. Учёные наблюдали снижение концентрации малондиальдегида (MDA) в эритроцитах, в то время как его уровень в сыворотке крови и связанного с белком карбонила в плазме крови оставались неизменными. Не было обнаружено каких-либо изменений в концентрации глутатиона или активности глутатионпероксидазы и каталазы в эритроцитах. Уровень β-криптоксантина и общих каротиноидов значительно снизился на протяжении Рамадана, при этом подобной динамики в отношении плазменного уровня витамина С, β-каротина, ликопина и лютеина не отмечалось. Каких-либо изменений в отношении уровня α-токоферола, γ-токоферола, ретинола, α-каротина и зеаксантина зарегистрировано не было. В ряде работ отражена динамика увеличения уровня витамина А и снижение показателей витамина Е во время Рамадана. Существуют противоречивые данные в отношении изменений артериального давления под влиянием соблюдения поста. Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что показатели систолического и диастолического давления в покое не изменялись за период Рамадана, однако вариабельность обоих показателей значительным образом снизилась. В одном исследовании отмечается рост систолического артериального давления во время статической аэробной нагрузки. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, на настоящий момент не удалось прийти к единому консенсусу в отношении влияния поста Рамадан на основные параметры состояния здоровья. Поэтому очевидна необходимость проведения дальнейших исследований с целью если не исключить, то хотя бы минимизировать влияние факторов, приводящих к столь вариабельным результатам (например, полностью исключить курящих людей из исследования или выделить их в отдельную группу). Только после этого можно будет объективно оперировать полученными данными и делать обоснованные выводы. Православный пост Православный пост подразделяется на три основных периода. Православные христиане во время Рождественского поста (40 дней) воздерживаются от употребления молочных продуктов, яиц и мясных продуктов. Кроме того, постящиеся отказываются от употребления в пищу продуктов, содержащих рыбу и оливковое (растительное) масло по средам и пятницам. На протяжении Великого поста (начинается после масленицы и заканчивается перед Пасхой), длительность которого составляет 48 дней, нельзя употреблять в пищу молочные продукты, мясные продукты и яйца каждый день. В дополнение к этому, отказываются от употребления оливкового масла в выходные дни. Во время Успенского поста (с 14 по 28 августа, длительность 15 дней) запрещается употребление молочных продуктов, яиц и мяса. Кроме того, в будние дни запрещается употребление оливкового масла и рыбы каждый день. В дополнение к трём основным периодам поста, каждую среду и пятницу, если они не совпадают по времени с основными периодами, из пищевого рациона исключают сыр, яйца, рыбу, мясные, молочные продукты и оливковое масло. Исключение составляют дни недели на время Рождества, Пасхи и Троицы. В целом, диетические ограничения имеют место в течение 180-200 дней в году. Православная диета на время поста представлена следующими продуктами: злаковые (хлеб), фрукты, овощи, бобовые, орехи, морепродукты, моллюски. Данная диета, являясь разновидностью вегетарианства, относится к третьей разновидности поста — диетического ограничения. Общее количество потребляемых калорий может либо снижаться, либо не изменяться во время поста. Существует общепризнанная закономерность — во время Православного поста увеличивается потребление углеводов и уменьшается потребление жиров. Количество потребляемого белка в сравнении с жирами и углеводами может снижаться или же вовсе не изменяться. Если выразить количество потребляемых продуктов в абсолютном количестве, то общее потребление жиров и белков снижается во время поста, в то время как общее потребление углеводов остаётся на прежнем уровне. Употребление как насыщенных, так и транс-жирных кислот на протяжении поста уменьшается, в то время как употребление мононенасыщенных, как и полиненасыщенных жиров может не изменяется. Что касается потребления витаминов и минералов, то употребление кальция и рибофлавина снижается, магния — увеличивается. В проведённых ранее исследованиях изменения в потреблении следующих витаминов и минералов не отмечалось: витамин А, тиамин, ниацин, витамин С, витамин Е, фосфор, калий и цинк. По количеству употребляемой фолиевой кислоты данные разнятся. Кроме того, противоречивые данные получены и в отношении потребления солей натрия и витамина В12. В отношении антропометрических параметров, в частности изменения ИМТ, не получено однозначных данных. Как было продемонстрировано в ряде исследований, масса тела греческих православных монахов статистически достоверно снижалась за время поста (p=0,059). При исследовании биохимических показателей было замечено снижение уровня общего холестерина и липопротеинов низкой плотности. В одном из исследований сообщается о снижении уровня липопротеинов высокой плотности, в то время как в других исследованиях подобной динамики не отмечалось. Соотношение ЛПВП/ЛПНП не изменялось за время поста. Противоречивые данные получены также в отношении изменения уровня триглицеридов, концентрации глюкозы в крови, количества потребляемых пищевых волокон. В отношении изменения других параметров периферической крови имеются следующие данные: относительное увеличение уровня сывороточного ферритина, снижение показателя MCHC и отсутствие изменений в уровне гемоглобина, сывороточного железа и трансферрина. Кроме того, в одном из исследований отмечается, что показатели гематокрита у субъектов, не соблюдавших пост, оказались значительно ниже в сравнении с соблюдавшими. Однако, несмотря на полученные данные, по завершении поста уровень гематокрита у людей, не соблюдавших пост, оказался выше показателя постящихся, при этом в обеих группах гематокрит находился в пределах нормы. Существуют противоречивые данные в отношении влияния соблюдения Православного поста на показатели артериального давления. В недавно проведённом исследовании изучали уровень антиоксидантов в сыворотке крови перед началом и на момент завершения Рождественского поста. В результате было обнаружено снижение сывороточных показателей антиоксидантов, за исключением ретинола и α-токоферола. Таким образом, из полученных сведений можно сделать следующие выводы. Соблюдение Православного поста позволяет снизить массу тела. За время поста в пищевом рационе увеличивается количество углеводов, в то время как количество белков, жиров, насыщенных и транс-жирных кислот уменьшается. Уровень общего холестерина и ЛПНП снижается, в то время как соотношение ЛПНП/ЛПВП не изменяется. Потребление пищевых волокон увеличивается, что может частично объяснить изменение сывороточного уровня липидов. Употребление большинства витаминов и микроэлементов за время поста не изменяется, исключение составляют кальций, магний и рибофлавин. Незначительные изменения претерпевают некоторые маркеры антиоксидантного статуса и окислительного стресса: увеличиваются сывороточные показателей ретинола и α-токоферола. Таким образом, необходимо проведение дальнейших исследований, в которых больше внимания уделялось бы гематологическим параметрам и показателям артериального давления, в отношении которых данных на настоящий момент либо недостаточно, либо они носят гетерогенный характер. Более того, учитывая тот факт, что каждый период поста имеет свою длительность и диетические принципы, дальнейшие исследования должны рассматривать периоды поста как в отдельности, так и вкупе. Пост Даниила Популярный среди христиан пост Даниила основан на Библейской притче, в которой пророк Даниил самовольно отказался от мясной пищи и вина и потребовал разрешения употреблять в пищу только овощи (из семейства бобовых) и воду в течение 10 дней. Позже в той же книге имеется указание на повторное соблюдение поста Даниилом, но уже длительностью 21 день. В настоящее время пост Даниила включает свободное употребление специфических категорий продуктов, выбор которых ограничен фруктами, овощами, цельными злаками, бобовыми, орехами, семенами и растительным маслом. Приведённый план питания во время поста Даниила напоминает вегетарианскую диету, которая, как уже сообщалось ранее, обладает способностью благоприятно влиять на состояние здоровья. Подобно Православному посту, пост Даниила относится к третьей разновидности — диетическому ограничению. Вместе с тем, в отличие от Православного поста, который представляет собой традиционную вегетарианскую диету, пост Даниила требует гораздо более жёсткого ограничения употребляемых продуктов. Рафинированные продукты, белая мука, консерванты, пищевые добавки, заменители сахара, специи, кофеин и алкоголь — каждый из перечисленных продуктов употреблять категорически запрещается. К сожалению, несмотря на строгие религиозные цели, которые ставит перед собой каждый соблюдающий пост (прежде всего попытка стать ближе к Богу во время более длительной молитвы), имеются лишь единичные сообщения и данные только предварительных научных исследований о высокой приверженности диетической составляющей поста. Традиционно пост Даниила соблюдается 21 день, хотя имеются сообщения о более длительной (40 дней) или более короткой (10 дней) его продолжительности. Поскольку пост Даниила можно соблюдать в любое время года, чаще всего его стараются приурочить к началу января, чтобы, вступив в Новый год, начать проживать его в молитвах и посте. С целью более подробного определения благоприятных эффектов, наблюдаемых при соблюдении поста Даниила, в соответствии с заранее разработанным протоколом учёными было проведено исследование с участием лиц обоего пола в возрасте от 20 до 62 лет, соблюдавших пост Даниила в течение 21 дня. До и после вмешательства участникам исследования было проведено лабораторное обследование с определением маркеров оксидативного стресса, воспаления, уровня липидов, инсулина и глюкозы в крови, а также измерение массы тела и долю жировой ткани посредством двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии, уровень артериального давления и ЧСС в покое. Кроме того, в ходе опроса в рамках исследования участники оценивали приверженность диетическим особенностям поста, а также, в целом, свое настроение и степень насыщения на протяжении 21-дневного периода голодания. В ходе исследования ученые отметили чрезвычайно высокую приверженность посту (>98%), а также, в целом, хорошее настроение и высокую степень насыщения (7,9±0,2 по 10-балльной шкале) во время соблюдения поста. Кроме того, при измерении определённых показателей за 7 дней до начала поста и за 7 дней до его окончания было выявлено снижение их количественных характеристик, что соответствовало заранее прогнозируемым результатам: общее количество потребляемых калорий, белка, жира, насыщенных жиров, транс-жиров и холестерола. Во время соблюдения поста произошло увеличение следующих показателей: количество потребляемых углеводов, пищевых волокон, витамина С. Значения следующих показателей, непосредственно связанных с сердечно-сосудистой патологией, существенно снизились: общий холестерин, ЛПНП, систолического и диастолического артериального давления. Снижение уровня инсулина, HOMA-IR и СРП оказалось клинически значимым, но статистически недостоверным. По причине резкого снижения уровня общего холестерина (около 19%), уровень ЛПВП оказался ниже к моменту завершения поста в сравнении с показателем в его начале (55,65±2,50 vs 47,58±2,19). Хотя при соблюдении поста наблюдалось небольшое снижение массы тела и количества жировой ткани, статистически достоверной разницы получено не было. В отношении показателей антиоксидантного статуса и оксидативного стресса, значимое увеличение отмечалось в отношении эквивалентной антиоксидантной способности тролокса и соотношении нитратов к нитритам, в то время как значимое уменьшение было зарегистрировано в отношении MDA. Приведённые выше данные позволяют сделать предположение, что соблюдение поста Даниила может повлечь за собой улучшение состояния здоровья, что особенно видно со стороны показателей сердечно-сосудистой системы и обмена веществ. Поэтому с целью получения более основательной и подробной информации в отношении изменения состояния здоровья под влиянием поста Даниила необходимо проведение крупномасштабных рандомизированных исследований. Исследования в будущем желательно проводить после удлинения времени соблюдения поста и модификации пищевых предпочтений в попытках поддержать или же улучшить показатели ЛПВП. Заключение Таким образом, религиозные посты, представленные в данном обзоре, подчёркивают важность качественного состава употребляемых в пищу продуктов питания с целью благоприятного влияния на состояние здоровья. Соблюдение поста Даниила и Православного поста ассоциируется с большим количеством благоприятных исходов, несмотря на тот факт, что лица, соблюдающие пост, могут употреблять пищу в любом количестве. С другой стороны, насколько соблюдение поста Рамадан позволяет достичь желаемых эффектов, в значительной степени зависит от пищевых предпочтений. Однако это вовсе не аксиома, что количество употребляемой пищи не влияет на состояние здоровья; сотни исследований продемонстрировали значимость ограниченного употребления калорий. Соблюдение религиозных постов лишний раз подтверждает позицию, что человек может значительно улучшить свое питание путём хоть и вынужденного снижения общего количества употребляемой пищи. Диета играет интегральную роль в религиозных обычаях различных вероисповеданий. Для большинства религий эта роль выражается в форме отличных друг от друга периодов голодания. Хотя религиозный пост зачастую используется верующими как период большого духовного роста, не следует забывать, что это время одновременно можно использовать и для улучшения состояния здоровья.
J.F. Trepanowski, R.J. Bloomer. The impact of religious fasting on human health. Trepanowski and Bloomer Nutrition Journal 2010.